Понятие и виды административно-правовых норм

Четверг, октября 4, 2012 12:43

Вопрос № 1.

Понятие и виды административно- правовых норм.

Административно-правовая норма — установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого
является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся в сферу функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного
управления и прекращающихся (по мере необходимости). Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся
в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства. Помимо общественных отношений в сфере исполнительной деятельности государства нормы административного права
регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления (муниципальными) вопросов государственной и
муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера. Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения,
возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.

Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления.
Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их
деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и
юридических лиц в различных сферах и областях государственного управления.

Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений.
Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие в связи с дезорганизацией или
нарушением административно-правовой системы, отношения, связанные с применением мер административного принуждения. Кроме того, административно-правовыми нормами нередко
защищаются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.

Нормы административного права, следовательно, имеют особую сферу своего применения – сферу государственного управления. В этих границах они формируют обязательные предписания
должного поведения органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений
граждан; порядок производства по делам о дисциплинарных, административных правонарушениях и т.д. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических
обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Таким образом, административно-правовое регулирование служит интересам общества во всех сферах управленческой, исполнительной деятельности государства.
Нормы административного права порождают новые управленческие правовые отношения, вызванные современными внутренними и внешними условиями развития общества,
способствуют совершенствованию существующих общественных отношений.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды.

По содержанию (по типу регулируемых однородных отношений) административно-правовые нормы объединяются в правовые институты, с их помощью регулируются
родственные по содержанию управленческие правоотношения. Выделяют следующие группы (виды) норм:

  1. регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;
  2. закрепляющие основные положения организации, функционирования и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций;
  3. устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  4. закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  5. закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;
  6. регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  7. разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;
  8. определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах и межотраслевом управлении.

По предмету правового регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные, в зависимости от того, регулируют ли
они материальные или процессуальные управленческие отношения:

  1. нормы, регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач,
    функций и полномочий, называются материальными нормами;
  2. нормы, регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях,
    вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения, называются административно-процессуальными нормами.

По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений административно-правовые нормы подразделяются на:

  1. обязывающие — содержат юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой. Обеспечение законности при применении мер административного
    принуждения в связи с административным правонарушением;
  2. уполномочивающие (правонаделительные) — уполномочивают или наделяют правами субъектов административного права совершать определенные юридические действия;
  3. запрещающие — запрещают совершение определенных действий;
  4. стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств материального или морального поощрения или наличие обстоятельств,
    смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), что также косвенно стимулирует законопослушность граждан.

По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

  1. императивные (категорические);
  2. рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);
  3. диспозитивные (регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).

По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами. Соответственно территориальным масштабам
действия административно-правовые нормы бывают:

  1. федеральные или общероссийские;
  2. региональные, действующие в пределах субъектов РФ;
  3. местные;
  4. локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.

По пределу действия во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее
установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы,
т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами,
предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.

По пределу действия по субъектам (адресатам) регулирования в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или
юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

Подберите в нормативных правовых актах соответствующие нормы административного права и выпишите по три примера:

  1. А) обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы;
  2. Б) материальные и процессуальные нормы;
  3. В) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации;
  4. Г) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов исполнительной власти Омской области (иного субъекта РФ, где вы проживаете).
  1. А) обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы;Обязывающие 1. ст. 92 Водного кодекса РФ , согласно которой водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования,
    установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом.2. ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 года «О милиции» – в соответствии с возложенными
    на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий.3. ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение,
    поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, причем в
    установленные названным законом сроки.Управомочивающие: 1. ст. ст. 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах» – применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами
    по обеспечению установленного порядка деятельности судов.2. ст. 11 – 15 Закона от 18 апреля 1991 г. «О милиции» , где подробно определены виды дозволенных действий милиции при
    выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 3. Федеральный закон «О порядке выезда из
    Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» содержит административно-процессуальные нормы, обеспечивающие реализацию гражданами соответствующего конституционного права.

    Запрещающие 1. п. 1 ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических
    неисправностей, создающих угрозу безопасности движения. 2. п. 2 ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств,
    владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. 3. ст. 15 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991
    милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних
    несовершеннолетних).

  2. Б) материальные и процессуальные нормы;Материальные: 1. ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» , предусматривающее, что
    организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин РФ, достигший возраста 18 лет,
    митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие
    обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.2. ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» , дает определение того, что понимается под
    дорожно-транспортным происшествием. В соответствии с названной нормой им является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором
    погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.3. Раздел II КоАП РФ .Процессуальные: 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии
    (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного
    самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. 2. Раздел IV КоАП РФ . 3. Постановление Правительства РФ «О Регламенте Правительства
    Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» , определяющее основы формирования их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений.
  3. В) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации;1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ.2. Раздел III КоАП РФ .3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004).
  4. Г) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов исполнительной власти Омской области.1. Закон Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ «Кодекс Омской Области об административных правонарушениях».2. Закон Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области (в ред. Законов Омской области от 27.01.2005 N 605-ОЗ, от 06.06.2005 N 640-ОЗ, от 22.07.2005 N 662-ОЗ, от 28.12.2005 N 719-ОЗ).3. Закон Омской области от 7 июля 2003 года № 455-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» (в редакции от 08.12.2009 г.).

Задание 2. Гражданин Килбас, проживающий в с. Орловка Марьяновского района Омской области, изготовил с целью сбыта 3 литра самогона. Участковый уполномоченный милиции по данному факту составил протокол об административном правонарушении. Административная комиссия вынесла постановление о назначении административного наказания гражданину Килбасу в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Дайте юридическую оценку ситуации. Ответьте на вопрос – правомерно ли решение административной комиссии?

Ответ: гражданин Килбас совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 56 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ «Кодекс Омской Области об административных правонарушениях»: «Изготовление или хранение в целях сбыта самогона, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки либо изготовление или хранение в целях сбыта аппаратов для их выработки,
а равно сбыт указанных крепких спиртных напитков или аппаратов», за которое предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. В данной ситуации действия УУМ правомерны. Президент России подписал Федеральный закон от 22.06.2007 № 116-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение”. Административные штрафы больше не будут привязаны к специально установленному для этих целей минимальному размеру оплаты труда. МРОТ во всех статьях КоАП заменен на рублевый эквивалент – сумму в 100 рублей. На основании изложенного
минимальный размер штрафа составляет 1 000 рублей, максимальный 1 500 рублей. Следовательно, решение административной комиссии неправомерно в части определения размера штрафа.

Задание 3. Граждане Новицкий и Гарин, находившиеся в нетрезвом состоянии в кинотеатре во время сеанса, нецензурно выражались, сопровождали оскорбительными репликами происходящее на экране, за что были задержаны нарядом милиции. Начальник милиции общественной безопасности подверг Новицкого и Гарина административному аресту на срок 7 суток.
Квалифицируйте данное деяние, раскройте его юридический состав. Правомерны ли действия начальника милиции общественной безопасности?

Ответ: данное деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.».

Как следует из смысла ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно, в случае, когда лицо совершает непристойные действия в отсутствие людей. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым.
Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

Данное деяние Новицкого и Гарина квалифицированы правильно, но наказание назначается мировым судьей, поэтому начальник милиции общественной безопасности превысил свои полномочия и незаконно подверг административному аресту правонарушителей.

Задание 4. Участковый уполномоченный милиции при проверке паспортного режима в квартире по ул. Комарова застал 15-летнего Кузнецова, 16-летнего Новицкого и 18-летнего Сизова в одурманенном состоянии. В квартире чувствовался сильный запах бензина. На кухне квартиры УУМ обнаружил банку с бензином и три полиэтиленовых пакета.
Квалифицируйте деяние, раскройте его юридический состав.

Ответ: согласно ст. 20.22 КоАП РФ, которая предусматривает Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ
на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, ответственность наступает только если нарушители находятся в общественном
месте, жилое помещение таковым не является, следовательно по данной статье привлечь к административной ответственности родителей 15-летнего Кузнецова неправомерно. Аналогично рассматривается
ситуация в отношении 16-летнего Новицкого, которого так же неправомерно будет привлечь к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.20 «Потребление наркотических средств или психотропных
веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных
местах».

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность» – административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту
совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, поэтому несовершеннолетний 15-летний Кузнецов не подлежит административной ответственности.

В отношении же 16-летнего Новицкого и 18-летнего Сизова КоАП РФ предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление
спиртных напитков или одурманивающих веществ». По юридическому составу данное правонарушение можно рассмотреть следующим образом: Объектом административного правонарушения являются
общественные отношения в сфере охраны здоровья несовершеннолетних. Объективную сторону данного правонарушения составляют действия физического лица по вовлечению несовершеннолетнего
в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ путем склонения несовершеннолетнего к употреблению таких напитков или веществ, выраженном, например, в уговорах, угощениях,
обещании каких-либо выгод, обмане, угрозах и т.п. Правонарушение считается оконченным с момента дачи согласия несовершеннолетнего на употребление спиртных напитков или одурманивающих
веществ. Субъектом комментируемого административного правонарушения может быть вменяемое физическое лицо. Кодекс не определил возраста лица, привлекаемого к ответственности, как это
предусмотрено, например, в ст. 150 УК РФ. В связи с этим действует общий принцип привлечения к административной ответственности граждан с 16 лет, указанный в ст. 2.3 Кодекса.
С субъективной стороны правонарушение совершается с прямым умыслом. Для квалификации административного правонарушения не имеют значения мотивы лица, привлекаемого к ответственности
(личный интерес, зависть, корысть, стремление поднять свой авторитет в глазах несовершеннолетних и др.).

Задание 5. Начальник Любинского РОВД Омской области оштрафовал на два минимальных размера оплаты труда гр. Намина, который
в пьяном виде произвел 7 выстрелов из охотничьего ружья в ограде своего дома. Ружье у гр. Намина решением начальника милиции было конфисковано.

Дайте юридическую оценку ситуации. Составьте протокол об изъятии оружия.

Ответ: согласно условию задачи гр. Наминым было совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в населенных пунктах и в
других не отведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил», за которое предусмотрено наказание в виде наложение административного штрафа
в размере до одной тысячи рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой. Дела о данном административном правонарушении рассматривают должностные лица органов внутренних
дел – начальник милиции, а также судьями если должностные лица органов внутренних дел передают их на рассмотрение судье. При наступлении вредных последствий в результате стрельбы данное
деяние квалифицируется по нормам УК РФ. Условием привлечения к административной ответственности является наличие у лица права на хранение и использование оружия. Решение начальника милиции
правомерно.

Протокол № 1

изъятия вещей и документов

20.10.2010 г.
10.00                              пгт Любино Омской области

Я, участковый уполномоченный ОВД по Омскому муниципальному района капитан милиции Иванов И.И.
на основании статьи 27.10 КоАП РФ составил настоящий протокол о том, что у гр. Намина А.А., проживающего Омская обл., Любинский район, пгт Любино, ул. Майорова д. 31, предъявившего паспорт серия 52 01, № 553344, выданного 13.04.2001 г. ОВД по
Любинскому району Омской области, в присутствии понятых:

  1. Медведев Ринат Иванович, прож.: Любинский р-он, ул. Майорова д.32.
  2. Иванова Раиса Михайловна, прож.: Любинский район, ул. Майорова, д. 33. ,

произвел изъятие оружия: двуствольного ружья ИЖ-58М, 12 калибра; 20 боевых патронов.

При осмотре использовалось фото и киносъемка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств: не проводилась.

С протоколом ознакомлен и его копию получил _______________(подпись)

УУМ ОВД по Омскому муниципальномурайону капитан милиции Иванов И.И._______________

Понятые: _______________

_______________

Список использованной литературы прилогается.

Оставить комментарий или два

*

code